Оценка бизнеса является инструментом, позволяющим управляющим лицам принимать решения об управлении своим бизнесом. Оценка бизнеса может производится для различных целей: для проектного финансирования, в качестве обеспечения кредитных обязательств, для рассмотрения путей дальнейшего управления бизнесом, для купли/продажи и др.
Рыночная стоимость бизнеса — это стоимость его Собственного Капитала
Основу оценки бизнеса составляет рассмотрение его деятельности, определение направления оценки его собственного капитала и, непосредственно, рассмотрение и определение стоимости имущества, входящего в состав оцениваемого бизнеса, и будущих доходов, которые может принести оцениваемый бизнес.
В практике оценки оценку бизнеса видят как оценку имущественного комплекса в целом или как действующее предприятие.
Предприятие как бизнес
Термин «бизнес» в российском законодательстве не определен, но употребляется как вспомогательный, не имеющий самостоятельного значения. Основное значение этого термина – предпринимательская деятельность, которая определена в статье 2 ГК РФ следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Предприятие как имущественный комплекс
Статья 132 ГК гласит: «Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы, услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором».
В российских условиях, на практике, оценка бизнеса чаще всего производится с применением двух из трех традиционных — затратного и доходного подходов к оценке бизнеса. Третий – сравнительный подход, применяется для того бизнеса, по которому имеются аналогичные случаи продажи бизнеса частично или в целом. Однако при примени сравнительного подхода чаще всего требуется информация о доходах/обязательствах аналогичных компаний, что является закрытой информацией. Однако существуют различные методики позволяющие применять данный подход с учетом имеющейся открытой информации, например размещаемой открытой информацией акционерных обществ. Сравнительная характеристика применяемых подходов их недостатки и преимущества отражены в таблице:
Таким образом, оценка бизнеса может быть применена для классических целей, но и для обоснования принятия будущих решений и рассмотрения рисков при принятии будущих решений.
Перечень необходимой информации для оценки бизнеса, а также отдельную методическую литературу по оценке бизнеса можно посмотреть в разделе полезной информации для оценщика.